Драконы на службе Её Величества. Эсминец нового поколения «HMS Daring» надежный щит Великобритании фотографии эсминца «HMS Daring»

Легендарный британский пират Сэр Фрэнсис Дрейк утверждал, что лучшая эмблема для боевого корабля – прибитый к форштевню труп врага. Форштевень нового британского корабля HMS Dragon украшает не менее символичный знак – красный валлийский дракон. Национальный герб Уэльса. Символ неприкосновенности и безопасности охраняемого объекта. Неусыпный страж, день и ночь стерегущий вверенные ему сокровища.


Средневековая мистика удивительным образом сплетается с современными технологиями. «Всевидящий магический кристалл» приобрел черты трехкоординатного радара с активной ФАР, способного на дистанции 100 км разглядеть альбатроса. А «стрелы Робин Гуда», пролетев сквозь семь столетий, превратились в 48 зенитных ракет семейства Aster, без промаха бьющих на 120 километров.

HMS Dragon – четвертый корабль в серии из шести эскадренных миноносцев Королевских ВМС Великобритании, принадлежащих к типу «Дэринг» (Daring, Dauntless, Diamond, Dragon, Defender, Duncan). Специализированные эсминцы ПВО, «заточенные» под обеспечение защиты корабельных соединений от любых средств воздушного нападения в прибрежной зоне, в открытых морских районах и на просторах Мирового океана.


Дыхание Дракона


Корни эсминцев «Дэринг» (также встречается обозначение «тип 45» или «тип D») уходят в 1990-е годы, когда европейские страны задумали создать собственный боевой корабль нового поколения, ничуть не уступающий американских эсминцам УРО типа «Орли Берк». Результатом совместной англо-франко-итальянской программы CNGF (common new generation frigate) стало появление фрегатов-переростков типа «Горизонт» (приняты на вооружение ВМС Италии и Франции), а также их более совершенной версии – британских эсминцев ПВО типа «Дэринг».

Замысел определенно удался: благодаря своей совершенной конструкции и сверхсовременной «начинке», «Дэринги» и «Горизонты» по ряду важнейших характеристик превзошли американские Иджис-эсминцы. Особенно впечатляюще выглядит «Дэринг»: даже последние модификации американских «Берков» вежливо расступаются при виде британского паладина.

Внешне, «Дэринг» представляет собой типичный современный эсминец полным водоизмещением около 8000 тонн. Чарующие линии надстроек и корпуса. Минимум внешних декоративных элементов лишь подчеркивают стать и благородство «Дэринга», чей облик целиком подчинен технологии «стелс». Подпалубное размещение , установки вертикального запуска ракет, стройные мачты, вертолетный ангар и посадочная площадка на корме…


На этой иллюстрации хорошо чувствуются размеры "Дэринга". Эсминец весьма велик.


Но главные секреты корабля кроются внутри – под блеском начищенных палуб и радиопрозрачными колпаками антенн скрывается НЕЧТО, что бросило вызов всем существующим технологиям и канонам морского боя в формате «поверхность-воздух».

Британские ученые, в сотрудничестве со своими итальянскими и французскими коллегами из MBDA и Thales Group сыграли «ва-банк», сумев создать первую в мире зенитную ракету с полностью автономным наведением на цель, по принципу «выстрелил – и забыл».

Разумеется, это не исключает возможности внешнего управления ракетой: все ЗУР семейства Aster 15/30 оснащены перепрограммируемым автопилотом: на среднем участке траектории с ракетой можно связаться посредством радиоэлектронных средств корабля и скорректировать её полет - вплоть до полной отмены выполнения задания.

Но настоящий фокус происходит на финальном отрезке полета: ракета Aster 15/30 имеет активную головку самонаведения (ГСН).

Все! Больше никаких ограничений и мытарств, связанных с необходимостью внешней подсветки цели – активная ГСН самостоятельно излучает радиоволны и принимает отраженный сигнал. Эсминец «Дэринг» может, как из пулемета, «лупить» по воздушным целям, не задумываясь о количестве находящихся в воздухе ракет и количестве радаров управления огнем на его борту – они ему попросту не нужны.

Зенитная ракета с активной ГСН – настоящий сюрприз для вражеской авиации: напрасно летчик бросает самолет вниз, пытаясь уйти на предельно малую высоту – туда, где его не достанут РЛС подсветки, установленные на борту корабля. Выпущенная ракета Aster-30, невозмутимо последует за нарушителем в любую сторону – увидев своего противника всего один раз, она уже ни за что не отстанет от своей «жертвы».

Великолепные летные характеристики Aster 30, отличная маневренность и высокая скорость полета, достигающая 4,5 скоростей звука, позволяют осуществлять перехват любых аэродинамических целей в диапазоне высот от 5 до 20 000 метров: самолетов, сверхзвуковых крылатых ракет, а также боевых блоков баллистических ракет малой дальности.


Немаленькая игрушка. Длина Aster 30 достигает 5 метров. Стартовая масса 450 кг


4 апреля 2012 года был поставлен очередной рекорд – французский фрегат «Форбин»* смог поразить зенитной ракетой Aster 30 сверхзвуковой дрон GQM-163A Coyote, мчащийся над гребнями волн на скорости 2,5 Маха.
В тот раз GQM-163A Coyote имитировал перспективную российско-индийскую противокорабельную ракету «Брамос». Сообщается, что высота полета дрона составляла всего 15 футов (5 метров) – таким образом, зенитная ракета Aster 30 впервые в мире продемонстрировала реальную возможность перехвата сверхзвуковых целей, идущих на предельно малой высоте.

*D 620 Forbin - фрегат типа «Горизонт». Практически полный аналог «Дэринга», лишь с той разницей, что британский эсминец еще круче и совершеннее

Помимо «дальнобойной» Aster 30 в боекомплект эсминцев входит «короткая» Aster-15, являющаяся полным аналогом Aster 30, но без стартового ускорителя (бустера). Несмотря на худшие летные характеристики (дальностью стрельбы всего 30 км, максимальная скорость полета не более 3,5 М), «короткая» Aster 15 обладает одним важным преимуществом: меньшим временем реакции, а, следовательно, большими возможностями для перехвата целей в ближней зоне («мертвая зона» составляет всего 1 милю от борта корабля) – надежное средство для самообороны корабля от низколетящих крылатых ракет.

Все это – европейский морской зенитный комплекс PAAMS (Principal Anti-Air Missle System), включающий, помимо ракет семейства Aster, установки вертикального пуска типа SYLVER и систему управления огнем на основе мультифункциональных радиолокаторов EMPAR или SAMPSON.

В отличии от итальянских и французских фрегатов, использующих мощный, но, в целом, ничем не примечательный трехкоординатный радар EMPAR, «Дэринг» оснащен куда более причудливым девайсом – РЛС с активной фазированной антенной решеткой SAMPSON (модификация PAAMS S, также известная, как Sea Viper).

Проектируя свой супер-эсминец, британские ученые посчитали неоптимальной американскую схему, принятую на Иджис-крейсерах и эсминцах «Берк» (четыре плоские неподвижные антенные решетки радара AN/SPY-1, размещенные по квадрантам с интервалом 90°). Подобная схема, при своей кажущейся простоте и эффективности, имеет ряд недостатков: например, она неэффективна при отражении массированных атаках с одного направления – это перегружает решетку, тогда как задействовать три остальные не представляется возможным. Другой важный недостаток – американское решение не позволяет установить четыре тяжеленные ФАР высоко над поверхностью воды (действительно, не монтировать же под каждую из четырех антенн дополнительную мачту?) – в результате антенны попросту крепятся к внешним стенам надстроек, будто картины в Третьяковской галерее, что несколько ограничивает радиогоризонт и дальность обнаружения низколетящих целей.

У британских моряков все иначе.
На вершине фок-мачты «Дэринга» сияет в солнечных бликах радиопрозрачный колпак, под которым вращается платформа с двумя активными ФАР, по 2560 излучающих элементов в каждой.

Излучающие элементы сгруппированы в 640 приёмопередающих модулей, по 4 элемента в каждой, способных реализовать 64 различные градации сигнала по фазе и амплитуде. Связь с центральным компьютером осуществляется по оптоволоконной сети со скоростью передачи данных 12 Гбит/с. Масса антенного поста 4,6 тонн, частота вращения - 60 об/мин. Диапазон излучаемых частот 2-4 ГГЦ (Short-band диапазон на стыке сантиметровых и дециметровых волн). Имеется система охладения антенны для снижения тепловой сигнатуры эсминца. В перспективе возможна установка третьей антенной решетки, обращенной в зенит.

Как уже отмечалось выше, фантастический прибор способен разглядеть птицу с дистанции 100 км – на небольших дистанциях зоркость SAMPSON поражает воображение. В теории, энергетические возможности SAMPSON позволяют контролировать воздушное пространство на дальности в несколько сотен километров, впрочем, это уже не его задача – см. следующий абзац.

В кормовой части надстройки «Дэринга» смонтирован второй радар дальнего обнаружения (черт возьми, один лучше другого!) с активной ФАР – BAE Systems S1850M, работающий в диапазоне дециметровых волн. Антрацитово-черная антенна S1850M массой 6 тонн ежеминутно совершает 12 оборотов вокруг своей оси и способна в автоматическом режиме отслеживать положение до 1000 воздушных целей в радиусе 400 км от борта корабля.

Новый «Дредноут»

Усилия инженеров увенчались успехом: 1 февраля 2006 года, величественно покачиваясь на волнах реки Клайд, на воду ступил эсминец «Дэринг» - головной корабль в серии из шести эскадренных миноносцев. Непобедимый Астерион, чьи бьющие без промаха стрелы «приземлят» любого, рискнувшего прорваться к нему по воздуху.

На сегодняшний день HMS Daring - самый совершенный в мире корабль противовоздушной (противоракетной) обороны, чьи возможности при отражении воздушных атак «заткнут за пояс» любой американский «Берк» или российский атомный крейсер «Петр Великий».

Ровно за 100 лет до «Дэринга», 10 февраля 1906 года похожую революцию в кораблестроении совершил другой британский корабль HMS Drednought – легендарный линкор, чье появление мгновенно сделало устаревшими все существующие на то время линкоры и броненосцы.

Но, несмотря на повторение успеха и впечатляющие ПВО-способности, не обошлось без обязательной порции дегтя: одним из главных недостатков «Дэринга» называют его чересчур узкую специализацию.
Зенитные ракеты это хорошо, но где же ударное вооружение? Где противолодочные средства? Где системы ближнего боя, подобные российским «Кортикам» или американским «Фаланксам»? И почему так мал зенитный боекомплект – всего 48 ракет Aster 15/30?


USS Barry (DDG-52) - Иджис-эсминец ВМС США типа "Орли Берк"


При беспристрастном сравнении с американским одноклассником – Иджис-эсминцем типа «Орли Берк», британский «Дэринг» смотрится, как заправский бездарь. «Американец», при схожем водоизмещении (9000…9700 тонн против 8000 «Дэринга») и равной стоимости несет 96 вертикальных пусковых установок, в каждой из которых может находиться зенитная ракета семейства «Стэндерд», КРМБ «Томагавк», противолодочная ракето-торпеда или ракеты самообороны ESSM (по 4 в одной ячейке). Малогабаритные торпеды Mk.46, больший калибр универсальной артиллерии и наличие на борту систем самообороны («Фаланксы», SeaRAM) можно даже не принимать в расчет – и без этих «мелочей» совершенно ясно, что «Берк» является более эффективным и сбалансированным кораблем, а относительно слабые возможности в плане ПВО компенсируются огромным количеством построенных эсминцев (62 «Берка» против 6 «Дэрингов») – радаров и ракет хватит на всех.

Однако...
Очевидное преимущество «Берка» перед «Дэрингом» совсем неочевидно, если взглянуть на ситуацию под несколько иным углом.

Критически настроенные эксперты обычно не учитывают, что «Дэринг» конструктивно недогружен – на нем, как и на большинстве кораблей европейских стран, по экономическим соображениям отсутствует ряд первоначально запланированных систем и оборудования. В настоящее время британским морякам попросту не требуется надводный корабль с крылатыми ракетами морского базирования, а установка ПКР была бы напрасными тратами ввиду отсутствия какой–либо возможности применить все это оружие.

При возникновении необходимости, мнимая слабость «Дэринга» может быть исправлена в кратчайшие сроки: на эсминце предусмотрена возможность установки двух 8-зарядных модулей УВП - французской SYLVER A-70 или американской Mk.41 VLS в «ударном» варианте – для размещения 16 крылатых ракет «Томагавк» или перспективных европейских SCALP Naval.

Модернизация облегчается модульной конструкцией эсминца и изначальной унификацией систем корабля с европейским и американским вооружением.
Также, имеется зарезервированное пространство под установку ПУ Mk.141 для запуска противокорабельных ракет «Гарпун». В дополнение к двум, уже имеющимся, скорострельным артиллерийским установкам «Эрликон» DS-30B c оптико-электронными системами наведения, возможна установка автоматизированных зенитных автоматов Phalanx CIWS.

Как и любой современный корабль, «Дэринг» в меру универсален и позволяет решать множество насущных задач, возникающих перед Военно-Морским Флотом в наши дни.

«Дэринг» трудно назвать беззубым в плане противолодочной борьбы: как и полагается современному эсминцу, он оснащен подкильным гидролокатором MFS-7000, а отсутствие ПЛУР и малогабаритных торпед частично компенсируется двумя противолодочными вертолетами Westland Lynx (или одним тяжелым многоцелевым AgustaWestland Merlin с макс. взлетной массой 14,6 тонн).

Имеется универсальная артиллерия – «Дэринг» способен оказать скромную огневую поддержку своим 4,5-дюймовым (114 мм) морским орудием Mark 8 или отбить возможную атаку террористов (как, например, подрыв эсминца ВМС США «Коул» в порту Адена, 2000 г.) с помощью двух вышеупомянутых установок «Эрликон» DS-30B.

Специальные возможности включают в себя флагманский командный пост, полужесткие моторные лодки и возможность применения мини-БПЛА. Комфортабельные внутренние помещения эсминца с кондиционерами, ЖК-панелями и Wi-Fi могут быть в мгновение ока превращены в современный госпиталь или центр по эвакуации и оказания помощи пострадавшим в результате различных ЧС.

Примечательно, что для управления немалым по своим размерам кораблем хватает экипажа всего из 190 человек (для сравнения – экипаж американских эсминцев «Берк» состоит почти из 400 моряков).

Новый британский корабль достоин искреннего восхищения. Вновь над морскими просторами зазвучит старинный гимн «Правь, Британия, морями!», однако, в этот раз стоит признать, что несмотря на всю свою британскую чопорность и протяжные звуки волынки, фантастический эсминец «Дэринг» является кооперацией усилий лучших специалистов со всех концов Европы.

Сегодня самым универсальным и распространенным классом боевых кораблей являются эсминцы. Их используют для защиты авианосцев от нападений с воздуха, прикрытия десантных кораблей, уничтожения подводных лодок. На сегодняшний день самый крупный флот эсминцев у Соединенных Штатов Америки, а если учесть темпы строительства судов данного типа в других странах, лидерство США будет продолжаться еще долго. В основе их военно-морских сил стоят эскадренные миноносцы типа Arleigh Burke. В чем же секрет успешности данных судов, и кто является их главными конкурентами?


Эскадренные миноносцы Arleigh Burke относятся к миноносцам с управляемым ракетным четвёртого поколения и по праву считаются лучшими в мире, а по некоторым показателям они превосходят все существующие корабли. Современный американский эсминец может одновременно обнаружить значительное количество целей, а также брать их на сопровождение. При этом для эсминца нет невыполнимых задач.

Основные боевые задачи эскадренных миноносцев «Арли Берк», относятся: защита корабельных ударных и авианосных групп от массированных ракетных атак; противовоздушная оборона (конвоев, флотских соединений или отдельных кораблей) от авиации противника; борьба с подводными лодками и надводными кораблями. Кроме этого они могут привлекаться для обеспечения морской блокады, артиллерийской поддержки десантных операций, слежения за кораблями противника, а также для участия в поисково-спасательных операциях.

Разработка эсминцев Arleigh Burke была начата еще в конце 1970-х годов. Главным требованием, которое предъявили военные к новому судну, была универсальность. Основная задача эскадренных миноносцев это сопровождение авианосцев и новый корабль должен был легко справляться с любыми целями: торпеды, ракеты, береговые установки. У систем обнаружения и управления огнем имелись лишь секунды для принятия решения о применении оружия.

Эсминец «Arleigh Burke» демонстрирует новые подходы судостроения. Одним из самых впечатляющих изменений стало изменение формы корпуса. Традиционно эсминцы были узкими и длинными. Конструкторы данного корабля эту проблему решили по-другому. В корабельной архитектуре «Arleigh Burke» была сохранена одна уникальная величина – соотношение длины и ширины, что означает увеличение остойчивости. Как показывает опыт эксплуатации, новый дизайн имеет ряд преимуществ. При волнении высоте волн до 7 метров «Arleigh Burke» способен сохранять скорость до 25 узлов.

Кроме уникальной формы корпуса американские эскадренные миноносцы получили и другие изменения в корабельной архитектуре. Например, конструкция вновь стала стальной. Дело в том, что во времена Второй мировой войны эсминцы делались из стали, а к 1970-м годам сталь заменил алюминий. Изменение материала было обусловлено утяжелением радаров и других датчиков, размещенных на мачтах. Алюминий является превосходной альтернативой стали, однако он имеет определенные недостатки, среди которых уязвимость к огню. Конструкторы эсминца «Arleigh Burke» приняли решение вернуться к стали, но при этом сохранили многие современные электронные системы. Жизненно важные помещения судов данного класса дополнительно защищены 25-миллиметровыми листами брони и покрыты кевларом.

Дизайн эсминца «Arleigh Burke» по сравнению с его предшественниками более компактный. Их надстройки менее суматошны, более спокойны, чем у прежних конструкций.

Изначально корабли проектировались для защиты американских авианосных группировок от ракетных ударов (в первую очередь от ударов корабельных ракет) которые мог нанести ВМФ СССР. То есть это ракеты, которые базировались на воздушных платформах, ракеты надводных кораблей и ракеты, запускаемые с подводных лодок.

Практически неуязвимым эскадренный эсминец Arleigh Burke делает боевая информационно-управляющая система (БИУС) Иджес. Уникальная информационно-управляющая боевая система эсминца Arleigh Burke может одновременно вести противовоздушную, противолодочную и противокорабельную оборону. Основной элемент БИУС – мощнейшая радиолокационная станция, которая способна автоматически обнаруживать, отслеживать и сопровождать несколько сотен целей одновременно. Ее главной особенностью является то, что она собирает информацию не только от главных антенн, установленных на башнях корабля, но и с гидроакустической станции сканирующей подводное пространство и быстро обнаруживает вражеские подводные лодки.

Данная систем способна обнаруживать воздушно-космические цели на дальностях 380 тыс. м., воздушные и морские цели на дальности 190 тыс. м. Одновременно может отслеживаться до 1000 целей с наведением восемнадцати ракет различного назначения.

Корабли Arleigh Burke оснащены вооружением, которое в мире не имеет аналогов. Сюда относится установка вертикального пуска Mark 41, состоящая из 100 отсеков, в которых хранятся ракеты. Однако главной особенностью данной установки является не количество ракет, а возможность их комбинировать. Например, одновременно могут быть размещены зенитные, противолодочные, крылатые ракеты или торпеды, что позволяет подготовить судно к отражению любой опасности. Боезапас может комбинироваться в зависимости от поставленной задачи. Если на советских кораблях под каждый тип ракет имелись свои отдельные пусковые установки, то на Arleigh Burke для них предусмотрена единая система. Данное техническое решение позволило свести к минимуму количество «мертвого» груза, то есть установок, которые не будут использоваться для конкретной мисси.

Вооружение эсминцев «Арли Бёрк» различных подсерий (Серия I, IΙ и IΙA) достаточно серьезно отличается. Главное оружие всех действующих кораблей данного типа – 2 установки вертикального пуска Mark 41 VLS. Комплект вооружения УВП эсминцев серий I и IΙ:

74 зенитных ракеты RIM-66 SM-2,
8 противолодочных ракет RUM-139 VL-Asroc (многоцелевой вариант).
Кроме этого корабли могли комплектоваться 56 крылатыми ракетами BGM-109 Tomahawk и 34 ракетами RUM-139 VL-Asroc и RIM-66 SM-2 в ударном варианте.

На эсминцах серии IIA число несомых ракет увеличилось до 96. Стандартный комплект вооружения УВП:
8 противолодочных управляемых ракет RUM-139 VL-Asroc,
8 крылатых ракет BGM-109 Tomahawk,
24 ракет RIM-7 Sea Sparrow,
74 ракеты RIM-66 SM-2.

В 2008 году запущенная с американской базы в Аляске ракета SM-3 системы Иджес сбила объект, находящийся в космическом пространстве. В качестве цели послужил падающий военный спутник. Показатели данной ракеты просто фантастически. Конструкторы утверждают, что ракета способна уничтожить цель на расстоянии до 500 км. Данный выстрел произвели с эсминца Лэйк Эрик класса Arleigh Burke. Сегодня практически все корабли данного класса получили на вооружение это мощнейшее оружие. По мнению российских экспертов, данные стрельбы проводились для испытания противоракетной системы.

На борту эскадренных миноносцев класса «Arleigh Burke» кроме пусковых установок устанавливается 127-миллиметровая артиллерийская установка (боекомплект 680 снарядов), 2 шестиствольные 20-миллиметровые зенитно-артиллерийские установки «Phalanx» и 4 пулемета системы «Browning» калибра 12,7 миллиметров. На борту кроме палубного вооружения могут размещаться 2 вертолета SH-60B «Seahawk» с комплектами противолодочного и противокорабельного вооружения, расширяющий радиус действия эсминца. Использование вертолетов позволяет обнаруживать и атаковать цели за десятки километров. Данный арсенал дает возможность кораблям не только защитить эскадру, но и наносить высокоточные удары по противнику. Другими словами «Arleigh Burke» являются не просто тактической, а оперативно-тактической единицей вооружения, то есть они способны поражать цели в глубине противника.

Несомненно, Arleigh Burke является лучшим кораблем данного класса, однако и другие морские государства постоянно улучшают свои эсминцы. Например, в Великобритании имеется эскадренный миноносец Тип 45. По словам его создателей один Тип 45 может заменить по огневым возможностям целый флот эсминцев прошлого поколения. Его новейшее вооружение способно без проблем уничтожить самолет, вертолет, авиационную бомбу или БПЛА. Точность системы наведения настолько велика, что пушка способна сбить летящий теннисный шарик. На данных судах установлена европейская система обнаружения и управления огнем, разработанная совсем недавно.

К основному вооружению данных эсминцев относится зенитно-ракетная установка «PAAMS» с ракетами «Aster-30» и «Aster-15». Также на боевом корабле размещается шесть систем «Sylver» служащих для вертикального пуска каждой установкой восьми ракет «Aster». Кроме этого на эсминце установлено артиллерийское вооружение – одна 114-мм установка, служащая для нанесения ударов по береговым укреплениям и два 30-мм орудия по живой силе.

Самыми мощными ракетами в арсенале эсминца Тип 45 является «Астер-30», однако их максимальная дальность составляет 120 тыс. м. Данные ракеты могут выполнять определенные функции противоракетной обороны, ракет малой дальности, перехвата и подсветки. Конечно сравнивать данное вооружение с вооружением Arleigh Burke нельзя. Британцы проигрывают по всем показателям.

Несмотря на это в Тип 45 имеются свои уникальные особенности. Сюда можно отнести интегрированную энергетическую систему. На корабле установлено две газовых и две дизельных турбины. Двигатель на жидком топливе подает энергию электромоторам вращающим винты. За счет этого была увеличена маневренность корабля и уменьшен расход дизельного топлива. Кроме того четыре турбины способны заменить целую электростанцию.

Технические характеристики «Arleigh Burke»:
Водоизмещение – 9,3 тыс. тонн;
Длина - 155,3 м;
Ширина - 18 м;
Силовая установка – 4 газовые турбины LM2500-30 «General Electric»;
Максимальная скорость хода - 30 узлов;
Дальность плавания на скорости 20 узлов – 4400 миль;
Экипаж - 276 матросов и офицеров;
Вооружение:
Установки вертикального пуска (ракеты SM-3, RIM-66, RUM-139 «VL-Asroc», BGM-109 «Tomahawk»);
Артиллерийская 127-мм установка Mk-45;
Две автоматические 25-мм установкт «Phalanx» CWIS;
Четыре 12,7-мм пулемета «Browning»;
Два трехтрубных торпедных аппарата Mk-46.

Технические характеристики эсминца класса «Type 45»:
Водоизмещение - 7350 тонн;
Длина - 152,4 м;
Ширина - 18 м;
Дальность плавания - 7000 миль;
Скорость - 27 узлов;
Экипаж - 190 человек;
Вооружение:
Зенитно-ракетные установки «PAAMS»;
Шесть пусковых установок «Sylver VLS» ;
Ракеты «Aster-30» - 32 шт. «Aster 15» - 16 шт.;
Артиллерийская 114-мм установка;
Две артиллерийские 30-мм установки;
Четыре торпедных аппарата.
Вертолет «EH101 Merlin» - 1.



























Тактико-технические характеристики

Тип «Дэринг» (Daring)
Водоизмещение: 2830 т. стандартное, 3580 т. полное.
Размерения: длина 118,8 м., ширина 13,1 м, осадка 4,1 м..
ЭУ: двухвальная паротурбиная мощностью 54 000 л. с. с двухступенчатым ТЗА.
Скорость хода: 34,75 уз.
Дальность плавания: 3450 миль при 20 уз.
Вооружение: три спаренных 114-мм АУ Mk III, две-шестъ 40-мм зенитных АУ «Бофорс», трехствольный бомбомет «Скуид».
РЭВ: РЛС - ОВЦ/целеуказания типа 293, навигационная, две-три управления стрельбой (одна типа 903 для 114-мм АУ и одна-две типа 262 для 40-мм АУ); две подкильные ГАС - поисковая типа 174/177 и управления стрельбой из бомбомет типа 170.
Экипаж: 297-330 человек.

Восемь эсминцев типа «Дэринг» стали первыми кораблями этого класса, построенными в Великобритании после Второй мировой войны, хотя разрабатывались они уже в конце этой войны. В конструкции этих эсминцев был отражен весь опыт, накопленный ВМС Великобритании за шесть долгих лет войны, хотя присутствовал и отход от традиций в том, что они были крупнее и обладали более высокими возможностями по сравнению с остальными британскими эсминцам, за исключением почти что современников типа «Бэттл». Несмотря на то что в других странах корабли таких размеров считались эсминцами, Адмиралтейство в 1953 году решило, что корабли этого типа на самом деле являются легкими крейсерами, а не большими эсминцами.

Эти эсминцы были заложены в период с декабря 1945 по июль 1948 года, спущены на воду в 1949-1952 годах и переданы флоту между февралем 1952-го и мартом 1954 года. Корабли строились на семи верфях и делятся на две группы. «Дэйнти», «Дэринг», «Дефендер» (бывший «Догстар») и «Дилайт» (бывший «Дисдейн» и «Ипр») имели бортовое питание напряжением 220 В. постоянного тока, а «Дикой» (бывший «Дрэгон»), «Даймонд», «Диана» (бывший «Друид») и «Дачис» - 440 В переменного тока, которое позднее стало стандартом в ВМС Великобритании.
Начиная с 1963 года эти эсминцы прошли модернизацию. Кормовой 533-мм пятитрубный ТА к тому времени был уже снят, а теперь были демонтированы еще один такой же ТА и зенитные АУ с наведением по РЯС (каждая из двух 40-мм пушек «Бофорс») на крыльях мостика, Автомат стрельбы Mk 6М был заменен на MRS3, а на четырех кораблях с бортовой сетью постоянного тока были установлены две более надежные спаренные зенитные 40-мм АУ Mk 5 «Бофорс». Корабли с сетью переменного тока получили одноорудийные 40-мм АУ Mk 7 «Бофорс».



В 1963 году на эсминце «Дикой» за второй трубой была установлена ПУ с четырьмя направляющими для ЗУР ближнего действия «Си Кэт». Для управления стрельбой этими ракетами использовалась БИУС MRS8 (Medium-Range System Mk 8) с радиолокационным управлением, которая была создана на основе системы управления огнем CRBF (Close-Range Blind Fire) с заменой баллистических вычислителей компьютером. Испытания этой системы прошли успешно, но Адмиралтейство решило не ставить ее на корабли типа «Дэринг», поэтому ПУ ЗУР и БИУС с РЯС были демонтированы.
Некоторое время после постройки у эсминцев «Диана» и «Дэринг» был отличный от других кораблей кожух кормовой дымовой трубы. Это было сделано по личной просьбе адмирала лорда Маунтбэттена и значительно улучшало внешний вид кораблей. Однако кожух ограничивал сектора обстрела кормовых зенитных АУ, поэтому через несколько лет на этих эсминцах установили стандартный для всех кораблей серии кожух.
Корабли этого типа несли службу во многих районах Мирового океана, где присутствовал британский флот. Но к тому времени бурное развитие новых технологий привело к быстрому росту боевых возможностей надводных кораблей, и даже на более крупных кораблях, чем эсминцы типа «Дэринг», не хватало места для установки новых видов оружия и радиоэлектронной аппаратуры.

В 1964 году «Дачис» был передан ВМС Австралии для замены ЭМ «Вояджер» (головной корабль в серии из четырех на основе кораблей типа «Дэринг»), затонувшего в результате столкновения с авианосцем «Мельбурн», и сохранил свое название до момента вывода из боевого состава флота в 1979 году. В 1970 году эсминцы «Дикой» и «Диана» были проданы Перу и стали называться «Ферре» и «Паласьос» В 1975 году они были оборудованы вертолетной площадкой. Первый из них до сих пор находится в строю, а второй был выведен из состава флота в 1993 году. Вооружение ЭМ «Ферре», оснащенного усовершенствованной РЛС, включает шесть 114-мм АУ, две спаренных 40-мм АУ «Бреда» (пушки «Бофорс») с РЛС управлением стрельбой и возможность установки до восьми ПКР ММ.38 «Экзосет». Эсминец «Даймонд» с 1971 по 1980 год служил учебным судном. Остальные британские эсминцы этого типа были исключены из состава флота в начале 1970-х годов.

В этом году совершил свой первый океанский поход один из современных боевых кораблей мираэсминец«HMS Daring » бортовой номер D32. принадлежит Королевским ВМС Великобритании, и открыл новый класс «Type 45 », который будет состоять из шести эсминцев стоимостью 1 миллиард фунтов стерлингов каждый. Этот класс эсминцев должен заменить устаревающий «Type 42 », который состоит на вооружении Королевских ВМС с 1978 года. К 2014 году должны вступить в эксплуатацию все .

Все надводные корабли будут построены на судостроительной верфи «Scotstoun Shipyard » в городе Portsmouth. Строительство эсминца «HMS Daring », что значит «смелость» было начато еще в 2003 году. После спуска на воду в 2007 году боевой корабль начал ходовые испытания в апреле 2008 года, на которых проверялась работоспособность всех радиолокационных систем и вооружения. Эсминец будет принят в эксплуатацию летом 2009 года.

Строительство второго эсминца «HMS Dauntless » бортовой номер D33 было начато в августе 2004 года, а в ноябре 2008 года он начал ходовые испытания и проверку всех систем. В состав Королевских ВМС боевой корабль вступит в 2010 году.

Эсминец «HMS Diamond » (D34) и «HMS Dragon » (D35) будут спущены на воду в 2011 году. Другие же эсминцы «HMS Defender » (D36) и «HMS Duncan » (D37) находятся в стадии отработки проектно-технической документации.

фотографии эсминца «HMS Daring»

строительство эсминца «HMS Daring»

эсминец проекта 45

Великобритания вышла из состава стран нуждающихся в строительстве фрегатов и начала постройку своих эсминцев способных действовать на удалении 7000 миль от своих баз с грозным оружием на борту. Главной задачей эсминцев является защита заданного района от возможных ракетных ударов, а также обнаружение воздушных и надводных целей на больших расстояниях. Кроме этого обеспечение боевого охранения авианосцам, которые планируются к спуску в 2015 году « » и «Prince of Wales ». У боевых кораблей Type 45 существует возможность управления самолетами и координация их действий в составе групп во время воздушных операций.

вертикальный запуск ракеты «Aster»

эсминец «HMS Dauntless»


К основному вооружению эсминца «HMS Daring » относится зенитно-ракетная установка «PAAMS » с ракетами «Aster-15 » и «Aster-30 » дальностью действия до 80 километров. Также на боевом корабле размещены шесть систем «Sylver » для вертикального запуска восьми ракет «Aster » каждой установкой. Кроме этого оснащен артиллерийским вооружением одной установкой калибра 114 мм для нанесения ударов по береговым укреплениям и двух 30 мм орудий по живой силе противника. Конструкция корабля предусматривает установку «Phalanx ».

На борту боевого корабля установлена система, которая обеспечит автоматическое предупреждение о торпедной атаке, разворачивает ложные цели для отражения и дает тактический совет о маневрировании судна.

Эсминец «HMS Daring » оснащен системами позволяющие отслеживать до 1000 целей одновременно и способные перехватить крылатые ракеты, идентифицируя их.

на борту боевого корабля может разместиться вертолет типа «Merlin»

На борту боевого корабля может размещаться вертолет Королевских ВМС типа «Merlin », который в свою очередь поможет обнаружить .

Эсминец «HMS Daring » оборудован интегрированной системой коммуникаций «FICS», которая является современной системой коммуникации, включая видеоконференцсвязь, станции спутниковой связи и цифровые радиостанции всех диапазонов и внутрикорабельную связь.

Эсминцы этого класса оснащаются двумя газотурбинными двигателями «WR-21 » компании «Rolls-Royce » с системой рециркуляции выхлопных газов для увеличения мощности. Каждый двигатель способен развивать мощность до 34000 л.с.

Испытания боевого корабля , проведенные 28 сентября 2008 года, успешно завершены и показали прекрасный результат работы всех систем и оборудования.

Технические характеристики эсминца класса «HMS Daring»:
Длина - 152,4 м;
Ширина - 18 м;
Водоизмещение - 7350 тонн;

Скорость - 27 узлов;
Дальность плавания - 7000 миль;
Экипаж - 190 человек;
Вооружение:
Зенитно-ракетные установки «PAAMS»;
Пусковые установки «Sylver VLS» - 6;
Ракеты «Aster 15» - 16 ед., «Aster-30» - 32 ед.;
Артиллерийская установка 114 мм - 1;
Артиллерийская установка 30 мм - 2;
Торпедные аппараты - 4;
Вертолет «EH101 Merlin» - 1;

Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Detect language Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish ⇄ Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

English (auto-detected) » Russian

Британцы взяли да и построили. Корабль у них, правда, не столь революционный, зато разумная доля консерватизма, позволила получить им нормальную цену, и соответственно строить эти корабли, что называется, без особых проблем.

По плану должно было быть построено шесть кораблей этого класса. Хотя изначально контракт заключали на 12 судов. В 2004 году этот заказ был урезан до 8, ну а в 2006 вообще до 6-и. Войти в состав флота все эти суда должны до 2014 года.

Генеральным подрядчиком на проектирование и строительство этих кораблей является компания BAE Systems Marine AS. Строительство их ведётся на Скотсаундской верфи, принадлежащей компании. В Портсмуте строят носовые секции и мачты.

Строительство первого судна HMS Daring (бортовой номер D32), было начато в марте 2003 года, 1 февраля 2006 года в Скотсаунде он был спущен на воду. А в июле 2007 года были начаты ходовые испытания судна. Судно завершило программу испытаний подрядчика в сентябре 2008 года. И в декабре 2008 года судно была официально передано Министерству обороны Великобритании. В январе 2009 судно прибыло на базу ВМФ в Портсмут для дальнейших испытаний. Летом 2009 года корабль введён в эксплуатацию.

Строительство второго эсминца, HMS Dauntless (Неустрашимый) (D33), было начато в августе 2004 года, и в 23 января 2007 он был спущен на воду. Судно начало ходовые испытания в ноябре 2008 года, и должно вступить в строй в 2010 году. Строительстово HMS Diamond (Dпо плану должен вступить в строй в 2011 году. Строительство HMS Dragon (D 35) было начато только в ноябре 2008 года.. Другие суда, HMS Defender (D36), и HMS Duncan (D37) пока не заложены.

Как я писал в своей статье посвящённой фрегатам ПВО Horizon , Британия в 1999 году отказалась от участия в этой программе. Однако многие элементы из этой программы применены при строительстве этих эсминцев.

Итак, эсминцы имеют длину - 152,4 м, ширину - 21,2 метра, и водоизмещением в районе 7000 тонн.

Как понятно из названия, основной задачей эсминцев этого класса является защита флота от нападения с воздуха. Исходя из задачи основным оружием эсминца является зенитно-ракетная система PAAMS с пусковой установкой Sylver. Особенностью этой системы является то, что она способна защищать суда как от отдельно летящих ракет, так и от ракет выпущенных залпом. Эта система использует ракеты Aster 15 и Aster 30 (такие же используют и фрегаты Оризон). Скорость этих ракет почти 4 Маха и радиус действия до 80 км. Эти ракеты будут запускаться из вертикальных пусковых шахт. На судне так же будут размещаться крылатые ракеты Томагавк. А в будущем планируется установка ЗРК для борьбы с баллистическими ракетами.

По плану на корабле будет базироваться один вертолёт Lynx HMA.8, который будет вооружаться торпедами Stingray.

Из артиллерии корабль оснащён одной 114 мм пушкой Мк-8 и двумя 30 мм универсальными скорострелками.

Для дальнего поиска и предупреждения будет использована система Insyte BAE Systems / Thales S1850M. Так же для противоторпедной обороны на судне будет установлена система SSTD. Система будет обеспечивать автоматическое предупреждение о торпедной атаке и давать тактические советы по маневрам и развертыванию ложных целей, чтобы предотвратить эту угрозу.

Эсминцы Типа 45 будет оснащен двумя передовыми газотурбинными двигателями WR-21 с промежуточным охладителем и рекуперативным (МГП) теплообменником, которые обеспечивают значительную экономию топлива и места на корабле. Рекуператор восстанавливает энергию работая от выхлопных газов что повышает эффективность использования топлива. Каждый двигатель будет иметь мощность 25 МВт. Они будут построены совместным предприятием компаний Rolls-Royce и Northrop Grumman. С этими моторами корабль развиваетмаксимальную скорость - 27 узлов. Экипаж корабля 190 человек. Так же на эсминце предусмотрено 45 дополнительных мест для размещения морских пехотинцев и бойцов отрядов специального назначения. Источник - сайт

Случайные статьи

Вверх